Пропускане към основното съдържание

Генри Чарльз Вудс НЕЗАВИСИМОСТЬ БОЛГАРИИ

 В первые дни октября 1908 года Австрия и Болгария совершили два грубых нарушения международного договора. Статья 21 Берлинского договора определяла статус Боснии и Герцеговины; первый и последующие пункты документа уточняли положение, которое Болгария и Восточная Румелия должны играть на Балканах. Австрийцы и болгары вместе отказались от своих обязательств перед Европой по этому договору. Однако вряд ли те, кто устанавливал статус упомянутых провинций в 1878 году, считали, что готовят их возможную аннексию Австро-Венгрией, а замена Сан-Стефанского договора на Берлинский была настолько катастрофичной для Болгарии, что вполне естественно, что она стремилась вернуть утраченное величие, похороненное отменой Сан-Стефанского договора 3 марта 1878 года.


После провозглашения независимости Болгарии я посетил ее дважды. В первый раз мне едва удалось проследить за ходом переговоров между Болгарией и Турцией, которые в тот момент могли привести к открытому разрыву между двумя странами; во время второго визита я смог более тщательно изучить, что влечет за собой признание принца Фердинанда царем болгар, а также каковы соответствующие преимущества и недостатки, которые Болгария извлечет из провозглашения своей независимости. Безусловно, болгары заслуживают похвалы за спокойствие, которое они проявили на протяжении всего кризиса. В октябре 1908 года армии новопровозглашенного государства было легко захватить Адрианополь, если не дойти до стен турецкой столицы. Несмотря на представившуюся Болгарии возможность раз и навсегда решить все свои проблемы, а значит, и македонский вопрос, болгарское правительство, справедливо или нет - справедливо, на мой взгляд, учитывая отношение великих держав к младотуркам, - попыталось урегулировать конфликт между Софией и Высокими воротами мирным путем.


Помимо основного маршрута Ориент Экспресса (который проходит из Турции в Болгарию через Мустафа-Пашу (Свиленград), другим основным маршрутом в страну является тот, который ведет из Ускуба (Скопье) в Кюстендил через Куманово и Егри-Паланку. Именно по этой главной дороге я въехал в Болгарию, чтобы посетить Софию во второй раз после провозглашения болгарской независимости. Однако упомянутый мной железнодорожный маршрут так и не был завершен: если бы между двумя странами началась война, османской армии пришлось бы совершить извилистый марш из Салоник в болгарскую столицу; болгары могли бы использовать этот же маршрут для отправки армии в сердце Македонии, либо для нападения на Салоники, либо для помощи своим союзникам по ту сторону границы.


Первая часть моего путешествия в Кюстендил была более чем утомительной. Пятнадцать часов по третичной дороге от Ускюба до Эгри-Паланки гораздо приятнее в памяти, чем в реальности. Единственный значимый город между Ускюбом и Эгри-Паланкой - Куманово. Здесь главная дорога, по которой я намеревался въехать в Болгарию, пересекается с железной дорогой и дорогой из долины Моравы в Ниш. Горы, видимые с дороги, похожи на большие засахаренные сосны. На большей части полей высажен табак, остальная часть приходится на посевы кукурузы. Район малонаселен, в основном болгарами; название одной из деревень указывает на то, что это поселение помаков (болгар-мусульман), многочисленных в этом регионе Родоп. Проведя ночь в крайне грязном ночлежном доме в Егри-Паланке, городе, расположенном на гребне горы, на следующее утро я оказался в долине возле устья реки Крива.


Путешественник, идущий по извилистой дороге через горы, вскоре замечает несколько белых домов с возвышающимися над ними башенками. Это один из турецких пограничных постов (состоящий из пяти человек), которые контролируют доступ в долину. Болгарский пограничный пост дежурит всего в нескольких ярдах от турецких постов, но он виден только тогда, когда путешественник взобрался на гору.  Болгарская пограничная служба, состоящая из одного офицера и девяти человек, находится всего в ста ярдах от турецких казарм. Двухчасовая поездка по долине приведет путешественника из Гуешево в Кюстендил, город, известный качеством своих фруктов, население которого насчитывает около 12 000 человек.


Дорога, которую я описал, вписывается в линию, соединяющую Дунай с Адриатикой. Расстояние от Гюешево до Куманово составляет около 80 километров. Чтобы построить железную дорогу, не требуется особого гения; самым сложным было бы проложить туннель под Деве-Баиром. Очевидно, что если бы София и Ускюб были соединены железной дорогой, то великий Дунайско-Адриатический путь проходил бы через Болгарию, а не через Сербию. Если линия у болгарской границы в Куманово будет построена, правительство царя Фердинанда постарается, чтобы Дунайская железная дорога достигла Адриатики в Дурресе, или же она соединит Кюпрали с Авлоной через Монастир. Оба проекта имели большое политическое значение для Болгарии. В мирное время влияние Болгарии в Македонии росло. Поэтому в случае войны железная дорога позволила бы очень быстро перебросить армию на юго-запад, в сердце Македонии. В настоящее время турки не хотят слышать о строительстве железной дороги до границы в Куманово, но, с другой стороны, у них есть веские стратегические причины для строительства железной дороги от Демир-Хисара до Горна Джумая через долину Струмы. Вполне вероятно, что французское влияние поддержит строительство этой железной дороги, поскольку она будет питать трафик соответствующей линии в Салониках, принадлежащей французской компании, которая проходит через Демир-Хисар и соединяет Дедеагац с Салониками. Чтобы соединить Горную Джумайю с Софией, болгары хотят построить линию до Кочериново (пограничное село в долине Струмы), при условии, что турки начнут строительство великой Дунайско-Адриатической железной дороги, которая пересечет болгарскую границу в Куманово.


Даже мой гид-мусульманин (один из самых ортодоксальных, строго соблюдающих требования своей религии) обратил мое внимание на эти вещи, причем по собственной инициативе. Чтобы продемонстрировать свою приверженность Болгарии, он дошел до того, что сказал мне, что "там, где хорошее правительство, все идет хорошо". Дороги Болгарии не только хорошо асфальтированы, но и тщательно поддерживаются. Пассажирские автомобили могут ехать рысью, и пассажира трясет не больше, чем если бы он ехал по английской проселочной дороге. Поля хорошо обработаны. Скот всех видов аккуратно выводится на выпас, не то что в Турции, где домашние животные бродят во всех направлениях, вытаптывают пшеничные поля и посягают на пахотные земли. Сено и зерно аккуратно собраны в небольшие кучи под соломенными навесами. Леса систематически развиваются, новые деревья высаживаются на месте вырубленных, приходя на смену той древесине, которая была использована для продажи или для повседневных нужд. После освобождения княжества в 1878 году Болгария постепенно восстанавливалась. Население неуклонно росло, болгарская армия была организована эффективно, а ежегодный экспорт увеличивался семимильными шагами. София, которая в 1878 году была грязным и запущенным поселением, теперь стала процветающим современным городом. В каждой деревне есть своя государственная школа, и она развивается день ото дня. Так в 1908 году Болгария доказала, что она достойна занять место ведущей державы на Балканах.


Болгары в 1908 году полностью вырвались из-под контроля России и целиком работали на благо своего отечества. Но они продолжали страдать от того, что благодаря вмешательству Европы и отмене Сан-Стефанского договора они потеряли Пиротский и Враньский округа для Сербии. В дополнение к этим территориям, потерянным Болгарией, большая часть вилайетов Косово, Монастир, Салоники, Адрианополь и Адрианополь вернулись к Турции. Благодаря Сан-Стефанскому договору Болгария осуществит свой великий национальный идеал, который включал 160 километров вокруг порта Кавала на Эгейском море. В соответствии с этим договором в границы княжества должен был войти даже Ускюб (Скопье).


Если я перечисляю эти известные исторические факты, то это для того, чтобы показать, что в 1908 году царь Фердинанд и его люди, прекрасно понимавшие все препятствия, стоявшие на пути могущественной Болгарии, не могли быть более счастливы по поводу возможного возрождения могущественной Османской империи. Реализация такого турецкого идеала не только привела бы к угасанию всякой надежды на восстановление Сан-Стефанского договора, но и отложила бы на неопределенный срок провозглашение национальной независимости. Но, несмотря на эти предчувствия, болгарский народ принял младотурецкую революцию спокойно и с достоинством - отличительные черты этого народа, которые в значительной степени помогают ему сегодня занимать важное место на Балканах.


В сентябре 1908 года статус Болгарии до этого момента был поставлен под сомнение из-за "Гешовского инцидента". Исключение г-на Гешова (болгарского дипломатического агента, аккредитованного при Высоких воротах) из списка на дипломатический прием в Стамбуле было либо ошибкой турецкого МИДа, либо намеренным оскорблением, направленным на болгарский народ, чтобы заставить его вспомнить о своем вассальном положении по отношению к Османской империи, управляемой младотурками. Упущение в приглашении г-на Гешова на частный банкет само по себе было малозначительным, но Высокие Ворота решили оправдать свою оплошность, сообщив болгарам, что отныне на дипломатические банкеты будут приглашаться только представители "суверенных государств", что никогда ранее не соблюдалось в Стамбуле по этикету. Естественно, болгары предприняли самые энергичные меры, чтобы продемонстрировать Европе свое недовольство актом, который, по их мнению, наносит ущерб их национальному престижу.


Первый шаг к независимости был сделан после забастовки работников Восточной железной дороги: болгары завладели теми участками железнодорожных линий на территории бывшей Восточной Румелии, которые до сих пор не находились под контролем болгарского правительства. И когда сотрудники компании выразили желание приступить к работе, болгары оказались перед важным выбором: либо сохранить контроль над железной дорогой, что фактически означало провозглашение национальной независимости, либо вернуть на работу сотрудников железнодорожной компании, которую они неоднократно пытались поставить под свой контроль. Они сделали первый шаг. Этот акт "пиратства" - даже если он был совершен во имя интересов государства - болгары защищали тем, что оккупация Восточной железной дороги была необходимым шагом, особенно в случае войны, то есть в общих интересах страны, жители которой ясно выразили свою готовность улучшить условия жизни. Болгары, возможно, были отчасти безумны, национализировав железную дорогу без предварительного провозглашения своей независимости. Тем не менее, еще до установления контроля над железнодорожной компанией, правительство сделало все возможное для защиты интересов железной дороги Хирша, вступив в переговоры по определению суммы, на которую оно должно компенсировать насильственный захват компании.


За этим инцидентом последовало чрезвычайное заседание кабинета министров в Рущуке в ночь с 4 на 5 октября, после чего декларация независимости была зачитана царем Фердинандом в Тырново, старой столице Болгарии, 5 октября 1908 года (по старому стилю). Даже сегодня трудно сказать, существовало ли какое-либо предварительное соглашение между австро-венгерским правительством и принцем Фердинандом относительно "аннексированных провинций" и провозглашения независимости до этой декларации. Как бы то ни было, не зная точно, как произошло расторжение Берлинского договора в октябре 1908 года, ясно, что когда принц Фердинанд посетил Будапешт 23 сентября, он был принят императором Францем-Иосифом с королевскими почестями. И более чем уверен, что провозглашение независимости Болгарии вряд ли было решено в конце сентября во время короткого пребывания князя Фердинанда в Вене. Мы не можем знать, был ли граф Эренталь официально проинформирован об этом шаге, и если да, то когда. 3 октября министр иностранных дел Австро-Венгрии официально отрицал английскому послу в Вене, что он имеет представление о провозглашении независимости Болгарии. Тем не менее, посол Австро-Венгрии в Париже, вручая верительные грамоты президенту Фальеру, сообщил ему о предстоящей аннексии Боснии и Герцеговины, одновременно информируя его о предстоящем провозглашении независимости Болгарии.


Принц Фердинанд, несомненно, был проинформирован о том, что Австро-Венгрия не будет возражать против провозглашения независимости Болгарии; поэтому болгарское население совершенно спокойно восприняло новость об аннексии Боснии и Герцеговины, которую оно рассматривало как простую формальность.


Теперь к деталям. После провозглашения своей независимости Болгария согласилась компенсировать Турции и лицам, пострадавшим от национализации железных дорог, все упущенные материальные выгоды, но в то же время выразила твердую волю, что не намерена платить за ущерб, который, по ее мнению, она не причиняла Турции. Для прояснения некоторых спорных деталей в Стамбул был направлен советник министра иностранных дел г-н Димитров, чтобы выяснить, готова ли Турция принять разумные предложения, сделанные во имя мира. После этого небольшая правительственная делегация во главе с г-ном Ляпчевым, министром торговли, также посетила Стамбул для обсуждения сформулированных предложений. Переговоры, состоявшиеся зимой 1908-1909 годов, должны были решить следующие вопросы: 1. Возьмет ли Болгария на себя часть турецкого государственного долга и выплатит ли значительную сумму, составляющую обязательство Княжества Болгария перед Турцией; 2. Урегулирует ли эта сумма также обязательства Восточной Румелии; 3. Что будет выплачено за Восточную железную дорогу, национализированную болгарским правительством; 4. Что должна заплатить Болгария в обмен на вакуфы, то есть на земли, на которые Турция претендует в Болгарии.


Согласно Берлинскому договору, ежегодная дань, которую должно было выплачивать Турции княжество Болгария, и часть османского долга, которая должна была быть отчислена в пользу этой страны, были установлены соглашением, подписанным великими державами, которые были участниками договора. Но хотя с момента подписания этого международного договора прошло почти три десятилетия, ни одна часть этого долга не была выплачена Турции.


Второе требование османского правительства касалось обязательств Восточной Румелии. Вместо этой ежегодной дани, включавшей 2 925 000 франков, болгары заплатили не более 40 миллионов франков. Более того, правительство новопровозглашенного государства признало долг в 28 миллионов франков перед Россией из-за временной оккупации Восточной Румелии российскими войсками после подписания Берлинского договора.


Третий пункт в спорах между Болгарией и Турцией после провозглашения независимости Болгарии касался суммы, которая должна быть выплачена за национализацию Восточной железной дороги, особенно за участок в Восточной Румелии. В ходе этих переговоров, во время моего визита в Софию зимой 1908-1909 годов, болгарское правительство было готово заплатить либо сумму, равную стоимости строительства линии, либо сумму, покрывающую непосредственный доход от нее. Годовая прибыль Восточной железной дороги составляла около 2 миллионов франков. Болгары предложили Турции компенсацию в размере 40 миллионов франков, что при 5-процентных процентах принесет всего 2 миллиона в год. Отдельная сумма в 200 000 франков была предложена для линии Белово-Вакарел, которая на участке Белово-Саранбей была построена самим болгарским правительством. Однако на протяжении всей зимы Восточная железная дорога, поддерживаемая турецким правительством, или же турецкое правительство, зависимое от акционеров железной дороги, не принимало сделанных предложений.


В Софии воспринимали проблему вакуфов как относительно незначительную, поскольку она была урегулирована в ряде соглашений и договоров, подписанных между двумя странами.


В конце 1908 года Болгария уже выплатила Турции 82 миллиона франков за убытки, понесенные османским правительством. Как я уже объяснил, эта сумма полностью покрывала все материальные претензии Турции. Она не компенсировала только моральные потери, которые понесло османское правительство после ликвидации вассалитета княжества Болгария и изменения статуса Восточной Румелии. Турция, однако, продолжала настаивать на том, чтобы Болгария выплатила ей 125 миллионов франков.


После переговоров между Россией и Турцией (ввиду неурегулированных долгов после русско-турецкой войны) было достигнуто соглашение, и 125 миллионов были разделены следующим образом: 40 миллионов, включая соответствующие ежегодные долги Восточной Румелии; 40 миллионов за потерю Восточной железной дороги, которая была конфискована у Болгарии; 2 миллиона за доходы от линии Белово-Вакарел; 43 миллиона за выкуп вассалов Османской империи.


Взамен Болгария была обязана выплатить России 83 миллиона франков за упущенную выгоду от войны с Османской империей. Но сумма должна была быть выплачена не сразу, а 40 частями с процентами, то есть по 4 миллиона франков в год.


Таким образом, после провозглашения независимости болгары оказались, возможно, даже в лучших отношениях с Турцией, поскольку обе страны имели равные права при заключении договоров и союзов. Болгарские дипломаты и государственные деятели постоянно подчеркивают свое дружественное отношение к младотуркам. Вероятно, так будет до тех пор, пока младотурки будут реализовывать предложенную ими программу.


Болгары пожинали и будут пожинать многие плоды после обретения независимости. 1 января 1907 года вступил в силу новый торговый договор, который отменил предыдущие торговые соглашения 1900 года между Болгарией и Турцией. В соответствии с этим договором некоторые товары могли свободно и беспошлинно обращаться в обеих странах, а ряд других товаров облагался минимальными налогами. Болгары не хотели отменять положения этого договора, несмотря на провозглашение независимости, но Турция объявила о его денонсации. Зимой 1909-1910 годов между Софией и Хайгейтом произошел огромный обмен корреспонденцией, именно в связи с истечением срока действия договора, о котором идет речь. Османское правительство настаивало на том, что срок действия договора автоматически истекал после обретения Болгарией независимости. С другой стороны, правительство Болгарии утверждало, что договор может быть расторгнут только путем уведомления за один год. В итоге было решено, что установленные торговые отношения должны продолжаться до конца 1910 года.


Турция использует огромное количество болгарской продукции, поэтому турецкий покупатель, вероятно, почувствует огромную разницу в ценах, если этот контракт будет расторгнут. Таким образом, Болгария не только потеряла бы свою ведущую роль на рынках Стамбула, но и турецкий потребитель почувствовал бы, что его кошелек пошатнулся в результате повышения таможенных пошлин на продукты питания, импортируемые из Болгарии. Естественно, болгары ответили бы повышением таможенных пошлин на турецкий импорт. Таким образом, равновесие было бы достигнуто, по крайней мере, в отношении фиска, но потери для производителей и потребителей были бы значительными.


Одним из почти несомненных последствий независимости Болгарии станет увеличение бюджета. Вполне вероятно, что страна значительно увеличит гражданский список короля в ответ на растущие расходы, увеличение числа дипломатов и чиновников, проживающих за рубежом.


Чтобы понять относительную важность выгод и вреда, которые принесло стране изменение статуса, необходимо оценить суммы, которые Болгария заплатила или должна была заплатить за свою независимость (а также дань, выплаченную из-за Восточной Румелии), по сравнению с выгодами, которые она получила от железной дороги и других объектов, приобретенных у Турции. Как мы уже говорили, Болгария должна ежегодно выплачивать России сумму в размере 4 020 000 франков в течение семидесяти пяти лет. С другой стороны, болгарское правительство до сих пор уклонялось от уплаты ежегодных обязательств перед Турцией за Восточную Румелию и линию Вакарел-Белово, в этом случае оно имеет прямой доход от приобретений в размере 5 350 000 франков. Разница между тем, что Болгария заплатила и собрала, не принесла правительству прямой прибыли (из-за надбавок, которые должны были быть выплачены России и Турции), однако 5 350 000 франков были начислены в первый год после получения Болгарией независимости, что позволяет предположить, что в течение следующих семидесяти пяти лет страна-должник России могла рассчитывать на серьезные финансовые преимущества. Железные дороги будут приносить гораздо больше доходов, чем раньше, потому что существуют тарифы, которые благоприятствуют экспорту товаров по железной дороге в Варну и Бургас, а не в Адрианополь.


Многие важные проблемы между Турцией и Болгарией уже решены, но остается еще много нерешенных вопросов, прежде чем две страны смогут установить по-настоящему дружеские отношения. Помимо всегда актуального македонского вопроса, который стоит на повестке дня всех болгарских партий, и соединения болгарской и турецкой железных дорог для облегчения прямого сообщения между Болгарией и Средиземноморьем, существует ряд трудностей, связанных с национальностью некоторых болгар.


Изменение в правовых отношениях между болгарами и турками, вызванное признанием Болгарии царством, стало одной из самых важных проблем, которая должна быть окончательно и удовлетворительно решена между Турцией и Болгарией. До провозглашения независимости все болгары были подданными одного государства, зависимого по отношению к Турции; вопрос о национальности между двумя странами не возникал. Так в прошлом македонец, хотя и натурализованный болгарин по болгарскому законодательству, всегда рассматривался Турцией как османский подданный. И хотя он проходил военную службу в Болгарии, экзархат продолжал платить за него, как за османского христианина, освобождая его от военной службы. Другими словами, натурализованный человек и болгарский гражданин признавался Турцией в силу факта его рождения на турецкой территории и его первоначального гражданства. Кроме того, натурализация гражданина была недействительна, если он не имел согласия своей страны.


Благодаря независимости теперь точно известно, что человек не может быть одновременно османом и болгарином. Тем не менее, в соответствии с новым военным законодательством Турции, очевидно, что натурализованный болгарин без одобрения османского правительства не может быть лишен гражданских прав и обязан проходить военную службу. И если болгарин, особенно если у него есть недвижимость в Македонии, не откликнется на призыв флага, то он рискует получить серьезные последствия.


Вопрос независимости был также важен из-за наследования недвижимого имущества в Турции. Согласно турецкому законодательству, христианин одной национальности не мог наследовать недвижимое имущество христианина другой национальности; поэтому, когда османский подданный, в данном случае болгарин, умирал, оставляя недвижимое имущество наследникам, которые были болгарами по рождению или натурализации, возникали большие трудности в наследовании. И чаще всего Турция конфисковывала имущество. Эти правила также применялись в Турции к подданным великих держав,


Поэтому, рассматривая преимущества и недостатки болгарской независимости, иностранец или болгарский политик может сколько угодно критиковать ее, но не следует забывать, что как бы легко ни были найдены ошибки в том, как была провозглашена сама декларация, это нисколько не меняет ее характера. В Болгарии есть те, кто считает, что изменение статуса страны можно было осуществить с меньшими затратами и что железной дорогой следовало заняться только после провозглашения независимости Болгарии. Эти люди считают, что Восточную железную дорогу можно было купить менее чем за 42 миллиона франков. Как бы то ни было, не следует забывать, что когда Восточная железная дорога была занята болгарским правительством в сентябре 1908 года, никто не мог предвидеть последующих событий - аннексии Боснии и Герцеговины и провозглашения независимости Болгарии. И если бы провозглашение независимости Болгарии состоялось в августе или сентябре 1908 года, то есть до аннексии Боснии и Герцеговины, то это, вероятно, обошлось бы стране гораздо дороже, чем долги, которые она отныне будет выплачивать России в течение семидесяти пяти лет и которые обойдутся каждому гражданину новопровозглашенного царства в один франк в год.



Коментари

Популярни публикации от този блог

Как долго США будут спасать Россию - Особенности российской неблагодарности

Транспортная колонна Американской вспомогательной администрации на замерзшей Волге в Царицыне (ныне Волгоград), 1921 год. Фото - институт " Гувар" События последних нескольких недель, вызванные вероломной российской агрессией против свободной, независимой и демократической Украины, довели до истерики отечественных русофилов, которые объясняют нам, как мир пропадет без России и как США хотят уничтожить их любимую страну. Итак, давайте проведем историческую ретроспективу и посмотрим сколько раз США спасали Россию от голода и разорения Впервые США протянули руку помощи в конце XIX века. В России произошел массовый голод, повергший страну в социальный хаос. В США начались массовые благотворительные акции и кампании по сбору пожертвований, чтобы помочь голодающим в России. Соединенные Штаты организовали и финансировали так называемый "флот голода" - флотилию кораблей, перевозивших тысячи тонн продовольствия, медикаментов и одежды. США оказывают огромную финансовую помощь

Болгары восхитились Или новые методы российской пропаганды

  Российская государственная медиагруппа Russia Today уже несколько месяцев работает над новой пропагандистской стратегией. В серии материалов представлено "мнение болгар", основанное не на опросах общественного мнения или публикациях, а... на комментариях неизвестных пользователей на болгарских сайтах. Материалы  публикуются сначала на сайте INOSMI.RU, затем агентствами РИА Новости и Sputnik, а затем размножены бесчисленным количеством российских информационных агентств и сайтов. Некоторые из публикаций также переводятся болгарскими СМИ, часто с русофильским уклоном. Эта стратегия представления мнения отдельных комментаторов (возможно, фальшивых) о настроениях целого народа в пользу российской внешней политики направлена не только против Болгарии, но и против США, Китая, Великобритании, Франции, Японии и т.д. Непонятно, почему "болгарам" уделяется так много внимания. "Лучшие" комментаторы имеют возможность читать их в программе Дмитрия Киселева на государ

Генерал Иван Колев

 Иван Колев родился 15 сентября 1863 года в бессарабском селе Бановка в Российской империи (сегодня Одесская область, Украина), расположенном в 25 км к востоку от Болграда и основанном болгарскими переселенцами из села. Чоба, Пловдивская область в 1821 году. После 1944 года имя и деятельность ген. Иван Колев был подвергнут целенаправленному забвению за то, что сражался против русских, и особенно за то, что позволил себе победить их. К счастью, в последние годы имя героя этой истории было восстановлено и даже в сентябре 2016 года в городе Добрич был открыт ему памятник . Иван Колев родился в Бессарабии и сделал успешную карьеру государственного чиновника в Софии, но сербо-болгарская война, разразившаяся в 1885 году, перевернула его жизнь. Он записался добровольцем и решил посвятить себя военной карьере. В 1886 году Колев уже был юнкером в военном училище. Будучи русофилом, он активно участвовал в свержении князя Александра I. Из-за этого он был отчислен и ненадолго отстранен от занятий