Я с интересом ждал результатов встречи министров иностранных дел стран ЕС по санкциям против России. Изменится ли европейская политика в отношении восточного соседа и изменится ли болгарская политика в отношении России - вот вопросы, которые я задавал себе.
Россия ищет конфронтации с ЕС, сказал Жозеп Борель перед встречей и выразил надежду, что санкции будут введены. После самой встречи он объявил, что они решили рассматривать Россию как соседа, действующего как противник, и ввести санкции против тех, кто арестовал и осудил Алексея Навального.
Это, сказал я себе, ответ на мой первый вопрос, и это попытка ЕС поставить странный компромиссная политика в отношении России, что не следует злиться, поскольку существуют вопросы, представляющие общий интерес. Уже давно стало ясно, что Россия не заинтересована в общих вопросах, потому что она ведет настоящую войну против Союза и стремится его уничтожить. На этой встрече это было окончательно признано. Однако санкции мягкие, скорее символические, потому что они направлены против мелкой рыбы в российской политике, что означает, что Союз только положил проблему на стол и еще не готов ее решать.
Это означает, что серьезных изменений в политике в отношении России не будет. Прагматичный подход уступок и компромиссов, поиска общих интересов и отказа от тех, которые вызывают конфронтацию, останется, даже если ЕС признает, что этот подход провалился, потому что Россия - противник, а не готовый партнер. С этой точки зрения, мы ожидаем ужесточения тона в отношении России, но это никоим образом не повлияет на экономические отношения, связанные с "Северным потоком" и "Турецким потоком".
Если европейская политика в отношении России пока не меняется, то не изменится и болгарская. Более того, в нашей стране есть факторы, в основном исторические и культурные, которые делают любые изменения в этом направлении еще более сложными.
Есть два фактора:
С одной стороны, имперская политика России в отношении Балкан, которая остается неизменной со времен Петра I, а с другой стороны, непоследовательная государственная политика Болгарии в отношении России, которая напоминает танго - шаг вперед и два шага назад.
Россия построила свою имперскую пропаганду в отношении Болгарии на двух столпах, которые превратились в аксиомы.
Первая заключается в том, что болгарская нация обязана своим существованием и независимостью победоносной русско-турецкой войне. От русской армии он получил не только свободу от османских полчищ, но и модель государственности, которой не имел после пяти веков рабства. Поэтому болгарский народ в долгу перед Россией, и он должен отплатить этот долг любовью и благодарностью по каждому требованию. Оспаривание этого тезиса с болгарской стороны воспринимается Россией как русофобия и интерпретируется как объявление войны, со всеми вытекающими последствиями для тех, кто осмеливается претендовать на роль русофобов.
Это понятие находит теплый прием по крайней мере у трети болгар, в основном из-за сильного вмешательства России в болгарскую систему образования и особенно в учебники истории за последние 70 лет. Нет более опасного прецедента и угрозы для болгарской нации, чем убеждение, что болгары обязаны хранить верность и благодарность не своему, а чужому государству. Это подрывает основы всего общества и прекрасно используется имперской политикой России как инструмент давления на государственное правительство.
Вторая аксиома заключается в отношении к самой болгарской государственности. Российская дипломатия считает, что Болгария незаслуженно является независимым государством и его обычный статус - быть частью русского мира - российской провинцией или, по крайней мере, российским вассальным государством. По этой причине Россия ожидает, что болгарская государственная элита будет поддерживать ее интересы на Балканах и никогда не будет противоречить Кремлю. Россия, со своей стороны, считает, что благодаря народному признанию аксиомы один, она имеет право наказать эту элиту, когда она забывает, что является лишь российским инструментом влияния, и при необходимости смести ее, к радости болгарского народа, который больше верит в Россию, чем в свои собственные самозваные элиты.
По сути, это та же политика, которую Кремль проводит в отношении советских республик Беларуси, Грузии и Армении, где он не удостаивает уважением ни один из их суверенитетов, которых, по словам Кремля, не существует. Это унизительное отношение хозяина к своему слуге. Естественно, ни одно суверенное и независимое государство не может мириться с такой политикой.
Как болгарская политическая элита, управляющая независимым государством, воспримет такой подход со стороны России?
К сожалению, в Болгарии нет комплексной, продуманной и стратегической государственной политики, которой бы следовали в течение длительного времени. Скорее, это три разные политики в отношении России, доминирующими в разные периоды времени.
Первый подход - "русофильский". Согласно ей, мы признаем, что обязаны России всем, и отношения между нами должны быть не равными, а отношениями хозяина и подчиненного. Этот подход преобладал в советский период, когда Болгария была вассальной республикой и было, по крайней мере, две попытки формально превратить ее в российскую территорию, т.е. лишить государственной независимости. Кроме советского периода, были такие короткие периоды сразу после создания государства в 1878 году.
Второй подход - "русофобский". По его словам, Россия обязана нам своим существованием с 10 века, когда мы дали им алфавит и христианство и создали их культурную идентичность. У этой тенденции были представители, особенно в первые годы после создания болгарского государства, а также в некоторых правительствах в 20 веке.
Однако наиболее часто используемой моделью является третья, которая происходит от царя Фердинанда и Бориса Третьего, и которой после 1989 года следовало большинство болгарских правительств. Она чисто прагматична и отворачивается от идеологических или моральных угрызений совести, сосредоточившись на экономическом сотрудничестве и перевесе. Политически его девиз: "Притворяться независимым, но быть осторожным, чтобы не разозлить Россию". Такой подход выдает панический страх болгарских государственных деятелей перед российской агрессией. Фердинанд, его сын и премьер-министры после 1989 года имели такой опыт. Костов и Софьянски пока единственные, кто признался в угрозах из Москвы, но и остальным есть что сказать по этому поводу. В этом отношении якобы прагматичная позиция Болгарии по отношению к России всегда сопровождается дипломатией умиротворения, компромисса и тщательного дозирования любой критики, которая может угрожать российским интересам в Болгарии. До 2008 года, когда Путин официально объявил НАТО своим врагом, эта политика приносила Болгарии дивиденды. Однако после того года это стало невозможным, поскольку Россия начала свою гибридную войну, тем самым подорвав все усилия по достижению равенства в отношениях между нами.
Если подвести итог истории, то наши отношения с Россией - это отношения между империей и слабым государством на ее периферии. Такие отношения всегда опасны для маленького соседа, который рискует потерять свою независимость в любой момент, когда империя решит это сделать.
Спасение в такой ситуации является двусторонним. Одно из направлений - найти сильного союзника, который гарантировал бы нам защиту от наглой империалистической политики России. Это уже произошло. Теперь у нас есть возможность стать членом НАТО. Это мощная военная организация, которую боится Россия, что, в свою очередь, является шансом защитить наши интересы перед Москвой.
Другое направление - формирование четкой и последовательной политики в отношении России, основанной на общих национальных интересах. Его необходимо соблюдать еще как минимум сто лет, какие бы правительства ни находились у власти.
К сожалению, это представляется очень сложной задачей, и причина кроется в неспособности болгарского государства формулировать и реализовывать стратегические цели. Эта неспособность является серьезным признаком слабого государства третьего мира, неподготовленной элиты и отсутствия достаточно сильной национальной идентичности, чтобы поддерживать общую политику в интересах всей нации. Слабое государство - это уже продукт многих факторов, которые зависят от демографии, географии, уровня элиты, степени развития общества и т.д. Однако это факт, и если мы хотим, чтобы Россия принимала нас как равного партнера, а не как периферию, слабость должна быть преодолена.
В настоящее время правительство Борисова придерживается прагматичного подхода в отношении России. Это вписывается в общую политику ЕС с одним отличием - в нашей стране сильным козырем является не только коррупция, которую Россия поощряет, вливая большие деньги в различные проекты, но и страх перед Большим Братом, который способен преследовать своих противников на болгарской территории.
Будем надеяться, что после встречи министров иностранных дел ЕС, когда Россию наконец признают противником, загорится красный свет Пришло время оценить все возможности, предоставляемые нашим членством в НАТО и ЕС, и сформировать активную, а не пассивную политику в отношении России.
Объективные предпосылки для этого есть, проблема, похоже, в головах наших политиков. У них традиционно существует вассальный комплекс по отношению к России, и из-за низкой самооценки и чрезмерной жадности они не могут его преодолеть. Такая ситуация на руку российской имперской политике, которая успешно усиливает свое влияние в нашей стране и отдаляет нас от НАТО и ЕС. Что, в свою очередь, приближает нас к той серой зоне у российской границы, из которой нет выхода. Мы должны помнить, что, в конце концов, никто не хочет, чтобы мы стали российской провинцией, верно ?
Коментари
Публикуване на коментар